Bastion ([bastɪən], с англ. — «Оплот») — компьютерная игра в жанре action/RPG, разработанная американской компанией Supergiant Games и изданная Warner Bros. Interactive Entertainment. Релиз игры состоялся 20 июля 2011 года в Xbox Live Arcade для Xbox 360, а 16 августа 2011 года для цифровой дистрибуции на Microsoft Windows через Steam. 31 мая 2012 вышла в наборе Humble Indie Bundle для Linux и Mac OS X.
Действие игры происходит в вымышленном мире, в котором, незадолго до начала событий игры, произошёл неизвестный катаклизм, поразивший большую часть мира. Малец (англ. The Kid), главный герой игры, после случившегося просыпается в неизвестном ему месте и начинает путь к Бастиону — месту в городе, которое должно было уцелеть. Там он встречает спасшегося Рукса (англ. Rucks, The Stranger), от лица которого ведётся повествование. Рукс рассказывает Мальцу о том, что Бастион разрушен, и для его восстановления требуется найти Ядра.
Релиз Bastion стал успешным дебютом для Supergiant Games. Игра получила признание среди критиков и игроков. Наибольшее восхищение вызвали музыкальное сопровождение и повествование, за которые команда разработчиков и композитор получили множество наград и побед в номинациях.
Bastion выполнена в жанре изометрического экшена с элементами ролевой игры: с уровневой структурой и локациями в виде «летающих островов». Оригинальным образом сформированы игровые локации — поверхность появляется прямо перед игроком по мере его движения. Локации, через которые путешествует протагонист, представляют собой разрушенные города, джунгли, болота, вулканы и айсберги. По мере прогресса игровой персонаж становится сильнее, находя новое и совершенствуя уже приобретенное оружие, а также повышая максимальное количество здоровья при получении нового уровня. Цель прохождения каждой локации — поиск специальных предметов, позволяющих восстановить и улучшить Бастион — возможно, единственный из уцелевших городов после неизвестной катастрофы.
После прохождения очередной локации игрок перемещается обратно в Бастион, где может потратить приобретенные в боях «фрагменты» (игровую валюту) на улучшение оружия или на покупку предметов, усиливающих некоторые умения и способности. Под восстановлением Бастиона подразумевается постройка и улучшение таких зданий как оружейная, кузня, бюро находок (магазин, в котором можно купить пропущенные на предыдущих уровнях предметы и улучшения), мемориал, где можно выполнить испытания и получить награду в виде «фрагментов», винокурня — лавка со специальными настойками, дающими главному герою дополнительные бонусы, и святилище — храм идолов, в котором игрок может повысить сложность, усилив вражеских существ.
Кроме основных уровней, связанных с сюжетной линией, игрок может проходить различные испытания, в которых он должен проявить способности во владении найденным ранее оружием. Каждое испытание рассчитано под определенное уникальное оружие. Например, испытание для молота состоит в том, чтобы как можно быстрее разбить определённое количество предметов на уровне. Другое испытание для Лука сплетников (англ. Breaker's Bow) требует уничтожения нескольких целей минимальным количеством выстрелов. Для каждого оружия предусмотрена своя локация-испытание.
Помимо специальных испытаний для оружия, в Bastion присутствуют испытания игрока на выносливость — путешествия в локации под названием «Неизвестно где» (англ. Who Knows Where), куда игрок может переместиться выбрав один из четырёх предметов в Бастионе, отыскиваемых по мере прохождения сюжетной линии. Смысл испытаний — выживание игрока на протяжении всех последовательных волн врагов. За каждые две волны игрок получает определённое количество «фрагментов» и опыт. Каждый предмет относит игрока в разные места с разными монстрами. Во время прохождения закадровый голос рассказчика повествует историю персонажей, которых Малец встречает во время своих странствий.
В игре имеется уникальная особенность, которую разработчики назвали «динамическим повествованием». Рукс, пожилой мужчина, озвученный Логаном Каннингемом (англ. Logan Cunningham), выступает в роли рассказчика. Помимо рассказа истории он остроумно комментирует действия игрока и стиль его игры — например, ошибки или выбор оружия, которым пользуется игрок (одновременно можно использовать только два оружия и один секретный навык). Версия игры, распространяемая через Steam, отличается наличием нового секретного навыка и уникального достижения, являющихся отсылкой к игре Portal 2. Этот навык позволяет создать портал, через который на локацию попадает дружественная игроку турель из игры Portal.
Содержание
Сеттинг
Игра начинается сразу после Катастрофы (англ. Calamity) — глобального катаклизма, который поразил большую часть мира и изменил его обитателей. Игрок играет за Мальца (англ. The Kid), молчаливого протагониста, который является одним из немногих выживших. Карта мира разделена на три зоны, в которых предстоит побывать игроку: руины Цейлондии (англ. Caelondia), Неизведанные дебри (англ. Wild Unknown), страну Ура (англ. Ura).
Сюжет
Малец, проснувшись в неизвестном ему месте, понимает, что всё вокруг непоправимо изменилось, после чего он прорывается с боем в место под названием Бастион, где встречает ещё одного выжившего — пожилого человека, голос которого сопровождает игрока, озвучивая буквально все события игры. Этот человек, Рукс (англ. Rucks, The Stranger), рассказывает, что они могут отстроить старый Бастион — последний безопасный островок мира. И мальчишка отправляется на поиски нужных материалов, по пути узнавая детали произошедшего.
По мере нахождения частиц для восстановления Бастиона, Малец встречает сначала Зулфа (англ. Zulf, The Survivor), а затем певицу Зию (англ. Zia, The Singer), которые являются представителями нации Ура, воевавшей когда-то с Цейлондией. Вместе с Зией, герой находит и дневник её отца Венна (англ. Venn), который, однако, прочитать может только Зулф, так как он единственный из них, кто владеет языком ура.
Возвращаясь с последней частицей для восстановления, Ядром (англ. Core), Малец обнаруживает, что Зулф сбежал, предварительно повредив Монумент (англ. Monument), сердце Бастиона, узнав из дневника тайну Катастрофы. У нашего героя не остаётся выбора, кроме как отправиться за Осколками (англ. Shard), с помощью которых возможно восстановить Монумент. Путь Мальца пролегает через Неизведанные дебри, где в конце концов он находит предпоследний осколок, а вместе с ним и Зулфа. Тот предупреждает его, что Бастион в осаде, и возвращаться не стоит. Малец не слушает его, хватает осколок и мчится спасать своих друзей. Отбив атаку, Малец обнаруживает, что Зию похитили, а Рукс рассказывает полную историю произошедшего.
Проект, который привёл к Катастрофе, изначально разработанный в Цейлондии, был направлен против Ура. Планировалось закрыть все входы и выходы в подземных Терминалах Тазала (англ. Tazal Terminals), родине Ура, тем самым, замуровав всех внутри. Над проектом также работал и Венн, отец Зии, блестящий учёный, у которого, однако, были свои планы. Будучи Ура по рождению, он саботировал проект, когда ему было приказано начать его исполнение. Зулф, узнав всё это, решил отомстить, заручившись поддержкой оставшихся в живых воинов своей нации.
Малец отправляется в земли Ура, чтобы найти Зию и последний осколок. Спустя 7 дней странствий он спасает девушку, которую, однако, вовсе не похищали. По её словам, она пыталась образумить Зулфа и его последователей, но ей это не удалось. По словам Рукса, она хотела посмотреть, пойдёт ли Малец за ней, и что он сделает с её же сородичами.
Финальный уровень находится в замёрзших Терминалах Тазала, где Малец громит целое поселение Ура. Там он находит и осколок, и Зулфа, раненого своими же за то, что привёл к ним Мальца. У героя есть выбор: либо бросить его в снегах, либо тащить на себе, тем самым, лишившись оружия и приняв на себя удар оставшихся Ура.
Вернувшись в Бастион и полностью восстановив его, игрок встаёт перед очередным выбором. Рукс предлагает вернуться назад во времени, до катаклизма, в надежде на то, что ничего этого не случится, но при этом герои всё забудут. Зия же предлагает оставить всё как есть, так как лучшие моменты в её жизни были именно после Катастрофы, а не до, и собрать всех выживших, отправившись на поиски новых земель.