Mass Effect (с англ. — «Эффект массы») — компьютерная игра в жанре ролевого боевика, разработанная студией BioWare и выпущенная Microsoft Game Studios в 2007 году, первая часть серии Mass Effect. Игра была первоначально выпущена только для игровой консоли Xbox 360; в 2008 году вышла версия игры для Microsoft Windows, а в 2012 году — версия для PlayStation 3. На русском языке игра была выпущена компанией 1С в 2008 году и повторно, в виде «золотого издания» с полностью озвученными диалогами — в 2009 году. В июне 2015 года игра стала в числе первых, которая стала поддерживаться в режиме обратной совместимости для консолей Xbox One.
Разработке игры предшествовал большой успех игры Star Wars: Knights of the Old Republic в 2003 году. Тем временем Microsoft намеревалась повысить продажи своей игровой приставки Xbox выпуском для неё эксклюзивной игры-бестселлера; для этого компания сделала ставку на разработчиков BioWare, которые должны были придумать с нуля новую вселенную космической оперы для будущей игры, сделав особый акцент на качественной графике и многочисленных диалогах, делающих игру похожей на цифровое кино.
Согласно сюжету игры, в XXII веке человечество освоило технологии сверхсветовых полётов, в том числе вынесенный в название игры эффект массы, и вступило в контакт с внеземными цивилизациями. Главный герой или героиня игры[км. 2], капитан Шепард, становится Спектром — специальным агентом на службе межзвёздного совета Цитадели — и вместе с группой соратников, как землян, так и инопланетян, посещает различные области и звёздные системы Млечного Пути. В ходе сюжета игры Шепард и члены его (её) экипажа, преследуя изменника Сарена, сталкиваются с истинной угрозой для галактики — Жнецами[км. 3], древней цивилизацией разумных машин.
Игра после выхода стала бестселлером и способствовала популяризации игровой приставки Xbox 360. Mass Effect получила множество премий и наград. Критики положительно оценили сюжетное повествование и качественную графику. Более сдержанные отзывы получила RPG-составляющая игры. Также рецензентами был отмечен факт сильной схожести Mass Effect со многими научно-фантастическими фильмами и сериалами, особенно со «Звёздными войнами».
Вокруг Mass Effect сформировалось широкое фанатское сообщество, которое создало множество фанфиков и несколько короткометражных фильмов. Успех игры сопровождался и некоторыми скандалами, в частности, из-за присутствия сцен эротического характера[км. 4].
В 2008 и 2009 годах для игры были выпущены два загружаемых дополнения, добавляющие новые локации для посещения и задания, не связанные с основным сюжетом. В дальнейшем вышли две игры-продолжения, Mass Effect 2 (2010) и Mass Effect 3 (2012), образующие трилогию о приключениях капитана Шепард(а). Также по мотивам игры было создано множество комиксов, 4 романа и японский анимационный фильм Paragon Lost.
Игровой процесс
Mass Effect — однопользовательская action/RPG, в которой игрок управляет капитаном Шепард(ом) (англ. Commander Shepard) с видом от третьего лица.
Перед началом игры выбирается имя персонажа[км. 5], пол, внешность, один из нескольких вариантов предыстории, а также класс. Для выбора доступно шесть классов, каждый из которых подразумевает свой стиль ведения боя и позволяет использовать определённые типы оружия. Например, персонаж класса адепт в совершенстве владеет биотикой[ME 1], но не умеет обращаться с большей частью оружия, солдат, напротив, специализируется на применении разнообразного вооружения, а инженер — на взломах систем безопасности, ремонте оборудования и лечении союзников. Остальные классы (разведчик, специализирующийся на дальних атаках, штурмовик, смертельно опасный в ближнем бою, и страж, приспособленный для биотических или технических работ и подходящий в качестве поддержки) представляют собой комбинации первых трёх. После завершения задания на Луне игрок получает возможность изменить свой класс на один из выбранных новых (каждому классу предлагается два на выбор)ː защитник, спецназовец, санитар, мститель, агент или ударный боец. У персонажей-компаньонов также есть свои индивидуальные классы, являющиеся вариациями вышеупомянутыхː например, Рекс эффективен в ближнем бою, Лиара — сильный биотик, а Тали — техник. Игрок и члены отряда могут использовать любое оружие вне зависимости от класса, но его эффективность в бою будет различаться.
Мир Mass Effect условно представлен картой галактики, которая используется для перемещения по миру. Галактика состоит из звёздных скоплений, которые делятся на звёздные системы, в свою очередь, включающие в себя несколько планет и, в некоторых случаях, космические станции. Между звёздными скоплениями «Нормандия» мгновенно переносится с помощью ретрансляторов массы.
На планетах и космических станциях игрок выполняет наземные операции, выполняет бевые задания, квесты и взаимодействует с неигровыми персонажами, некоторые встреченные люди и инопланетяне присоединяются к отряду, командиром которого является Шепард, становясь таким образом игровыми. Кроме того, выполняя миссии, отряд получает специальные очки опыта, которые необходимы для развития способностей, боевых навыков и пополнения инвентаря. Каждый талант делится на 12 уровней, которые можно повышать за очки опыта. Инвентарь вмещает в себя 150 предметов. Ненужные предметы можно продать либо преобразовать в уни-гель, необходимый для вскрытия замков и ремонта вездехода «Мако».
Корабль «Нормандия» (англ. «Normandy SR-1») — экспериментальный фрегат, созданный учёными Альянса систем совместно с турианскими специалистами, и основное средство перемещения между планетами. На борту корабля игрок может взаимодействовать с членами экипажа, выбирать экипировку, перемещаться между созвездиями с помощью схематичной карты галактики, а также исследовать поверхность планеты на наличие артефактов и ресурсов с помощью боевого вездехода M35 «Мако» (англ. M35 Mako), который также может обстреливать противников на дальнем расстоянии и способен защищать персонажей от неблагоприятных условий на некоторых планетах. У продавцов на планетах и космических станциях можно приобрести дополнительные улучшения, оружие, экипировку, а также объекты для украшения корабля.
Боевая система
В сражениях участвует Шепард, которым(-ой) управляет сам игрок, а также не более двух спутников, команды которым отдаёт искусственный интеллект. Сражения происходят в реальном времени. Управление персонажами производится от третьего лица с камерой, закреплённой за плечом управляемого персонажа. Большое значение имеют укрытия, которые позволяют избежать получения урона. Во время боя игрок может войти в тактическое меню, в котором можно сменить оружие или указать, какую из способностей использовать, игра при этом приостанавливается. Также можно выбрать цель для какой-либо способности. Каждая способность имеет свою шкалу «зарядки», так что игрок может использовать несколько способностей подряд. Например, можно использовать способность «Поднять» и затем «бросить» врага в противоположную стену.
Оружие не требует перезарядки, однако слишком частая стрельба приводит к его быстрому перегреву, из-за чего периодически необходимо делать паузы между стрельбой. В игре присутствуют 4 вида вооружений: пистолеты, дробовики, штурмовые и снайперские винтовки; также игроку доступны гранаты. Без штрафов к точности всем арсеналом может пользоваться только солдат. Существенную роль также играет броня, которая представлена тремя типамиː лёгкая, средняя и тяжёлая, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Например, легкая броня всегда делается с упором на защиту от технического/биотического урона, но имеет плохую физическую защиту и слабые щиты, а тяжёлая броня эффективна только против физического урона и обладает мощными щитами. Каждому классу доступен только определённый уровень брони — например, тяжёлая броня доступна только солдату. Броня различна для всех видов: но для азари, из-за схожего телосложения доступна броня людей. Для всего вооружения доступна гибкая система улучшения. Помимо использования различных типов оружия, игрок может сражаться с противниками врукопашную или использовать биотику. Шепард и его/её союзники защищены силовыми щитами, поглощающими получаемый урон. После определённого количества попаданий энергия щита иссякает, и тогда последующий урон отнимает непосредственно очки здоровья. Энергия щита восстанавливается автоматически, если некоторое время персонаж не подвергался атакам, здоровье же восстанавливается только с помощью лечения меди-гелем либо соответствующего навыка. Если союзники погибают, то они автоматически воскресают после окончания боя, с помощью меди-геля их тоже можно снова поднять на ноги, однако игра заканчивается, если погибает Шепард. В таком случае игра загружается с момента последнего сохранения.
Враги имеют очки здоровья, а также дополнительно могут быть защищены барьерами либо щитами. Игрок может использовать специальные способности, временно выводящие врага из строя или поднимающие в воздух. Другие навыки дают бонусы самому игроку, например, повышая его сопротивляемость урону. Специальные способности можно также использовать неограниченное количество раз, однако они имеют индивидуальное время перезарядки.