Sid Meier's Civilization: Beyond Earth (рус. Цивилизация Сида Мейера: За пределами Земли) — пошаговая 4X-глобальная стратегия, разработанная американской компанией Firaxis Games. Выпуск состоялся 24 октября 2014 года. Игра принадлежит серии Civilization, являясь последователем Sid Meier's Alpha Centauri.
Игра имеет пошаговый режим и шестиугольную карту, и идея игры заключается в создании городов, развитии цивилизации, наличия лидеров, строительства улучшений, изучения технологий.
В отличие от Sid Meier’s Civilization V игрок выбирает не одну из исторических империй. В начале Beyond Earth игрок принимает определённые решения (например, какая организация финансировала экспедицию, какой космический корабль доставил колонистов на планету, кого и что они привезли с собой), которые создают уникальную цивилизацию и оказывают сильное влияние на дальнейшую игру.
В то же время изначальный уровень технологий не очень отличается от современного в реальности, несмотря на разницу в несколько сотен лет. Согласно разработчикам, Земля пережила катастрофу под названием Великая ошибка (ролик игры показывает затопленные Египетские пирамиды), и только к началу игры земная цивилизация дошла до необходимого уровня, чтобы послать экспедиции на другую планету. Также фракция игрока получает небольшую фору в несколько ходов, прежде чем на планету высаживаются конкуренты.
Вместо денег в Beyond Earth ввели понятие энергии. Энергия необходима для содержания юнитов, многих зданий, покупки новых клеток территории. Увеличение выработки энергии достигается строительством некоторых зданий и объектов, чудес, улучшением клеток рабочими. Также энергию можно покупать у других лидеров.
Кроме этого есть понятие производства. Оно тоже выражается в очках и влияет на то, что и как скоро можно построить в городе (так, например, многие чудеса требуют очень большого производственного потенциала, отчего их строительство может занимать десятки ходов). Увеличение производительности достигается также строительством некоторых зданий и чудес, и, конечно, соответствующим улучшением территории рабочими.
Пища и здоровье
Рост численности населения возможен только благодаря накоплению достаточного количества пищи. Для этого также нужно строить объекты в городах (такие как, например, ботанический сад), чудеса и улучшать территорию.
В игре присутствует и понятие здоровья, которое заменило собой уровень недовольства населения, присутствовавший в Civilization V. От уровня здоровья населения зависят все остальные сферы развития колонии: энергетика, производство, наука, культура. Если уровень здоровья отрицательный, рост общества серьёзно замедляется. Для поддержания здоровья нужно строить в городах соответствующие здания (больницы, клеточные инкубаторы и др.), создавать чудеса.
Наука и технологии
Разработчики отказались от линейного «технологического дерева», сделав упор на свободный выбор направлений развития игроками. «Паутина» технологий на ранних этапах игры довольно сильно разносит игроков в разных направлениях, но, следует отметить, на поздних этапах игры разница в развитии технологий среди игроков практически отсутствует. При этом сравнение технологической сети с деревом в терминологии самой игры сохраняется: сеть состоит из связанных между собой основных технологий (ветвей), а у каждой такой ветви есть дочерние технологии (листья).
Для исследования технологий требуются очки науки, которые естественным образом вырабатываются каждой колонией и увеличиваются с помощью строительства определённых зданий и чудес. Также очки науки можно покупать у других лидеров в ходе дипломатических сделок или получать бонусом за выполнение некоторых заданий и освоения некоторых направлений культурного развития.
Культура и направления развития
В игре существует понятие культуры. Очки культуры требуются для развития городов и всей колонии. Всего в игре существует четыре направления культурного развития: «Сила» (фокусируется на военной мощи и универсализации), «Процветание» (фокусируется на росте и экспансии), «Знание» (фокусируется на научных и культурных изысканиях) и «Промышленность» (фокусируется на продуктивности и экономике). Освоение каждого направления достигается накоплением определённого уровня культуры и влияет на соответствующие сферы жизни колонии, а также даёт некоторые бонусы. Накопление очков культуры можно увеличивать путём строительства некоторых зданий и чудес.
Стратегические ресурсы
Как и предыдущих играх серии, в Beyond Earth существует понятие стратегических ресурсов, которые можно добывать, создав определённое улучшение на своей территории с помощью рабочего. Эти ресурсы необходимы как для строительства некоторых зданий в городах, так и для создания определённых боевых подразделений, а также способствуют развитию экономики и могут быть предметом дипломатических соглашений. Всего существует 6 видов таких ресурсов: нефть, геотермальный источник, титан, ксеномасса, антигравий, фираксит.
Юниты
Юнитами в игре называются все объекты, способные передвигаться по карте. Создаются юниты в городах. Базово юниты подразделяются на небоевые, боевые, орбитальные. Небоевые юниты, как следует из названия, не могут вести бой (атаковать или обороняться) и очень уязвимы для врагов; к ним относятся рабочие, поселенцы, торговые конвои и торговые суда. Боевые юниты — это все армейские подразделения и исследователи (последние крайне слабы, поэтому для военных действий не годятся, зато очень полезны для исследования различных объектов и местностей на карте). Орбитальные юниты — спутники различного назначения (в том числе военного).
Юниты вооружённых сил составляют основу обороноспособности колонии. Военные силы можно разделить на юниты ближнего и дальнего боя, морские, левитирующие (используют антигравий) и воздушные (авиация). Все боевые соединения со временем могут быть модернизированы в ходе развития соответствующих совершенств (смотрите ниже).
Совершенства
В игре присутствуют так называемые «совершенства», являющиеся общими философиями, влияющими на прогресс цивилизации. Следуя этим совершенствам, можно получить доступ к «уникальным» юнитам и развивать вооружённые силы вообще. Кроме того, достижение определённых уровней каждого совершенства даёт различные бонусы «гражданского» характера. Каждое совершенство имеет 18 уровней развития. В зависимости от того, какое из совершенств является основным, меняются взаимоотношения с другими колониями, а также внешний вид лидера и городов фракции. Всего существует три совершенства: Гармония, Превосходство, Праведность. Одновременно колония может развивать все совершенства, извлекая выгоду из каждого.
Концепция «Гармонии» — забота об экологии, использование биотехнологий, стремление сохранить живую природу колонизируемой планеты и приручить их, отказ от традиций Старой Земли. Главная цель — установление ментальной связи с коллективным разумом биосферы планеты[. Военные подразделения приобретают бионические формы и имеют зелёно-морские цвета с элементами фиолетового. Такой же цвет приобретают города и костюм лидера. В бою юниты могут использовать особенности местности и предпочитают работать разрозненно. По мере развития Гармонии становятся доступны уникальные военные юниты, для создания которых обязательно требуется изучение определённой технологии и некоторое количество ксеномассы (всего есть 4 типа таких бойцов). По достижении 15 уровня Гармонии можно создать проект «Цветок разума» (см. раздел Победа и промежуточные задания).
Основные принципы «Праведности» — неприятие местной флоры и фауны, почитание традиций Старой Земли, стремление переселить всех, кто остался на Земле в колонизируемый мир[. Военные подразделения закованы в тяжёлую броню и имеют угловатую форму, часто украшены знаками отличия и имеют флаги и штандарты. При этом они окрашиваются в красные тона с элементами золотого, также как города и форма лидера. На поле боя юниты не способны использовать особенности ландшафта, но компенсируют это тяжёлым бронированием и вооружением. Для данного совершенства также предусмотрен ряд уникальных бойцов, требующих изучения соответствующих технологий и достижения определённого уровня Праведности; также нужны антигравий и титан. Всего существует 4 уникальных юнита. По достижении 15 уровня Праведности можно построить «врата исхода» (см. раздел Победа и промежуточные задания).
Философия Превосходства заключается в вере в технологический прогресс, отказе от традиций Старой Земли (приведших по сюжету к глобальной катастрофе). А основная цель — вернуться на Землю и «освободить» человечество от тягот их примитивного существования и вывести на новый уровень[. Военные подразделения — высокотехнологичные роботы, изящные и мобильные. Во время боя могут связываться между собой для лучшей координации действий, поэтому эффективнее работают в команде. Войска и здания в городах имеют заострённые формы и окрашены в чёрный цвет с элементами жёлтого. В таком же стиле выдержан костюм лидера. Как и другие совершенства, Превосходство имеет 4 типа уникальных военных юнитов, для создания которых нужно также изучить соответствующие технологии и обладать запасами фираксита. По достижении 15 уровня Превосходства можно построить «врата освобождения» (см. раздел Победа и промежуточные задания).