Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars (сокращённо Heroes II или HoMM2) — компьютерная игра в жанре пошаговой стратегии с элементами RPG, вторая часть в серии фэнтезийных игр Heroes of Might and Magic. Игра была разработана компанией New World Computing и издана The 3DO Company 1 октября 1996 года. В 1997 году к Heroes of Might and Magic II было выпущено официальное дополнение — The Price of Loyalty, разработанное компанией Cyberlore Studios.
В России Heroes of Might and Magic II и дополнение The Price of Loyalty были локализованы компанией «Бука» как единая игра под названием «Герои меча и магии II: Золотая серия», которая была издана в составе сборника «Герои меча и магии. Платиновая серия» 17 апреля 2003 года.
Heroes of Might and Magic II визуально очень похожа на игру-предшественника, однако имеет ряд принципиальных отличий в игровом процессе.
Как и в Heroes of Might and Magic I, в Heroes II игровые фракции определены классами героев и соответствующими видами городов. В дополнение к уже существующим классам героев из первой части — Рыцарь, Варвар, Волшебница и Чернокнижник, — в Heroes II появились два новых класса: были добавлены Маг и Некромант.
В Heroes II игроку предлагается развивать героев с помощью системы вторичных навыков. В противоположность первой части серии, в которой герой имел только четыре основных параметра (атака, защита, сила магии и знание), вторая игра серии позволяет развивать и множество вторичных навыков. Часть навыков схожи по действию с особыми способностями героев из Heroes of Might and Magic I (например, «Навигация» и «Разведка»). Герой может владеть максимум восемью из четырнадцати возможных вторичных навыков. Каждый вторичный навык может быть развит до одного из трёх уровней: базовый, продвинутый или экспертный. Когда герой переходит на новый уровень (путём получения опыта или посещения специальных строений), он получает +1 к одному из основных параметров, а также имеет право выбрать один из двух вторичных навыков. Может быть предложен как и новый навык базового уровня, так и повысить уровень уже имеющегося навыка.
В Heroes II была существенно изменена система магии. В первой части серии основной параметр знание обозначал максимальное количество применений одного заклинания: к примеру, герой со знанием, равным 4, мог колдовать каждое из своих заклинаний не более, чем четыре раза. В Heroes II эта система была заменена системой очков магии, или маной. При этом герой выучивает заклинание навсегда, но каждое его применение сто́ит определённое число очков магии. Количество маны, которое есть у героя, обычно определяется числом его знания, умноженным на 10. Например, если у героя знание равно 3, то изначально у него есть 30 очков магии. После того, как герой сотворит заклинание стоимостью 8 очков, у него их останется 22. Очки заклинания обычно восстанавливаются по одному за день, однако с помощью некоторых аспектов геймплея этот процесс может быть ускорен.
В городе героя Мага появилась возможность постройки Библиотеки, добавляющей по одному заклинанию на каждый уровень Башни магии.
Существа
Heroes of Might and Magic II предоставляет игроку возможность улучшать существ. Улучшение возможно с помощью строительства усовершенствованных вариантов жилищ этих существ в городах. К примеру, после улучшения строения Халупа в городе Варвара вместо обычных орков будут наниматься вожди орков. Обычно улучшенные существа отличаются от своих базовых аналогов только увеличением одной или нескольких основных характеристик (например, атаки, защиты, здоровья или скорости), но иногда улучшенное существо обладает немаловажными специальными возможностями. Так, например, вампиры-лорды (получаемые улучшением обычных вампиров в городе Некроманта) могут высасывать жизнь из своих врагов: это означает, что при ударе они не только наносят повреждение атакованному существу, но и прибавляют к своему здоровью столько же, сколько они нанесли урона врагу. Причём таким образом погибшие вампиры в отряде могут восстать из мёртвых, что делает их очень серьёзными противниками. Обычное существо также может быть улучшено при наличии необходимого строения в городе за двойную цену — исходя из разницы между ценой обычного и улучшенного существа.
Некоторые нейтральные войска, обитающие вне городов, могут присоединиться к армии героя за деньги. Для этого герою нужно иметь нужную сумму денег и владеть навыком «Дипломатия». При экспертной «Дипломатии» присоединяются весь отряд нейтральных существ, при продвинутой — половина существ, при базовой — четверть отряда; деньги же всегда берутся в одинаковом количестве. При сдаче в битве герой обязан уплатить противнику определённый процент стоимости своего войска. При отсутствии навыка «Дипломатии» это 50% стоимости всех отрядов, а при экспертной «Дипломатии» — 20%. Наличие артефакта Перо у героя стоимость снижается ещё в 5 раз.
Сюжет
Действие Heroes of Might and Magic II разворачивается в королевстве Энрот на одноимённом континенте одноимённого вымышленного мира. После смерти короля Морглина из династии Железный Кулак (англ. Ironfist), фигурировавшего в сюжете Heroes of Might and Magic I, разразилась борьба за наследство между его сыновьями — Роландом и Арчибальдом. Роланд олицетворяет собой «добрые» силы Рыцарей, Волшебниц и Магов, а Арчибальд — «злые» силы Варваров, Чернокнижников и Некромантов. Выбор наследника в королевстве Энрот должен был определиться королевским провидцем, однако он и три его преемника умирают при разных обстоятельствах, позволяющих заподозрить в их гибели козни злого Арчибальда. Арчибальд публикует прокламацию, утверждающую о причастности Роланда к происшедшему. Роланд, в страхе за свою жизнь, спасается бегством в летний дворец, а в отсутствие брата Арчибальд подкупом и угрозами принуждает нового провидца избрать его как нового короля.
Эта история рассказывается во вступительном ролике к игре. После неё игроку представляется выбор сюзерена для прохождения двух сюжетных кампаний — за Роланда и Арчибальда.
Сюжетная линия Арчибальда
Игрок берёт на себя роль генерала, служащего Арчибальду. Подчинив себе лордов-мятежников в окрестностях его замка, игрок по приказу Арчибальда отправляется в ледяную пустыню Краш с целью сплотить обитающие там племена варваров и пополнить ими армию для войны с его братом Роландом. Арчибальд, тем временем, к своему недовольству получает известие о заключении союза между Роландом и королём гномов Роклином. Одновременно к Арчибальду приходят члены Гильдии Некромантов с просьбой о помощи: их заклятые враги из Гильдии Чародеев, которые также состоят в союзе с Роландом, практически вытеснили некромантов с их земель и угрожают расправой над ними. Возникает сюжетная развилка и игроку предлагается выбор — завоевать земли гномов с целью разрушить их союз с Роландом, или же прийти на помощь некромантам и победить Гильдию Чародеев. В результате, силы игрока соответственно получают либо поддержку огров с окрестных гномьих земель, либо помощь в виде генерала от Гильдии Некромантов. После брифинга с Арчибальдом игрок получает послание от Роланда, который предлагает ему перейти на его сторону. Это является ещё одной сюжетной развилкой: в случае согласия, игрок переходит в 5-ю миссию кампании Роланда, теряя союз с ограми или с Гильдией Некромантов (в зависимости от того, кому помог ранее Арчибальд). При сохранении верности Арчибальду выясняется, что его брат переманил на свою сторону другого генерала войск Арчибальда, и соотношение сил снова меняется в пользу врага.
Оказавшись на грани поражения, Роланд засылает своих агентов в глубокий тыл земель Арчибальда и поднимает там бунт среди крестьян. Для подавления восстания и ликвидации вражеских агентов Арчибальд посылает в помощь игроку своего ближайшего сподвижника Лорда Корлагона — рыцаря-некроманта. После этого Арчибальд решает провести наступательную кампанию против вассалов Роланда. В то же время, один из его советников предлагает заручиться поддержкой драконов для армии. Генералу, роль которого носит игрок, вновь предлагается выбор: силой подчинить себе драконов, которые не желают вставать ни на чью сторону, или начать наступление на Роланда без их поддержки. В первом случае игроку предстоит пробраться в пустыню, где находится замок Короля Драконов. Пленение их Короля вынуждает драконов присоединиться к Арчибальду в его войне с братом — в этом случае игрок начинает наступление против вассалов Роланда с небольшим опозданием. После этого перед игроком встаёт ещё одна, последняя сюжетная развилка в кампании.
Одна половина советников Арчибальда вместе с Лордом Корлагоном считают, что будет лучше накопить огромные силы для нанесения последнего удара по Роланду. Вторая половина предлагает вместо этого отыскать могущественный артефакт — Корону Всевластия, которая также нужна и Роланду. Подготовившись тем или иным образом к решающему удару по Роланду, Арчибальд побеждает своего брата в тяжелом бою у летнего дворца и получает власть над всем королевством Энрот. Персонаж игрока награждается титулом герцога и правом обладания летним дворцом Роланда. Арчибальд сохраняет жизнь своему брату, но навек заключает его в подземелье, издевательски нарекая Роланда «Императором Западной Башни».