Harry Potter and the Chamber of Secrets (рус. «Гарри Поттер и Тайная комната») — компьютерная игра, основанная на второй книге о Гарри Поттере; выпущена Electronic Arts совместно с Warner Bros. Interactive Entertainment в 2002 году.
Игра имеет несколько вариантов: версия для ПК разработана KnowWonder и перенесена на Mac компанией Aspyr Media. KnowWonder также создала упрощенную версию для портативной приставки Game Boy Color. Версия для PlayStation 1 разработана силами Argonaut Games. Версии для приставок Game Boy Advance, Xbox, GameCube и PlayStation 2 — созданы компанией Eurocom. Существует игра по мотивам для мобильных телефонов с поддержкой
Основная сюжетная линия игры перекликается с сюжетом книги и фильма, однако версии для различных платформ отличаются построением сюжета и игровыми заданиями (см. раздел «Различия версий»).
Летние каникулы. После первого года обучения в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс, Гарри снова вынужден жить в семье родственников Дурслей. Он давно не получал писем от своих друзей, Рона и Гермионы, несмотря на данное ими обещание писать.
В двенадцатый День рождения Гарри, дядя Вернон (не вспомнив о праздничной дате) принимает гостей, потенциальных партнёров по бизнесу. Он велит Гарри сидеть тихо в своей комнате, не показываясь пришедшим. Внезапно в комнате появляется странное существо, которое представляется как домовой эльф Добби и предупреждает его о том, что он окажется в смертельной опасности, если вернётся в Хогвартс. Добби признаётся, что похищал письма друзей, так как не хотел подвергать Гарри опасности. Гарри настаивает на том, что он вернется в Хогвартс, в результате чего Добби устраивает переполох в доме, испортив торжественный прием гостей. Дурсли запирают Гарри в комнате, к тому же, вскоре приходит предупредительное письмо о недопустимости использования магии вне школы.
Однажды ночью на старом автомобиле «Форд Англия» к Гарри прилетают его школьные друзья, братья Уизли — Рон, Фред и Джордж. Они выручают Гарри из заточения и отвозят к себе в дом, который они шуточно называют Норой.
Наступает время ехать за покупками перед школой. Гарри вместе с семьей Уизли отправляется в Косой Переулок. Там он встречает своих друзей — Хагрида и Гермиону. В книжной лавке у них случается конфликт с Драко Малфоем и его отцом Люциусом. От мистера Уизли, Гарри узнает, что Малфоя-старшего обвиняли в связях с Волан-де-Мортом. В той же книжной лавочке, Гарри знакомится со знаменитым писателем Златопустом Локонсом, который сообщает ему, что он теперь будет новым преподавателем по Защите от темных искусств.
На вокзал «Кингс-Кросс» семья Уизли и Гарри едут на Форде Англия. Гарри и Рон должны попасть на тайную платформу волшебников последними, но у них это не получается: барьер, через который они должны пройти, их не пускает. В отчаянии от того, что они могут опоздать, они берут машину отца Рона и летят в Хогвартс на ней. Прилетев туда, машина случайно врезается в Гремучую Иву. Гарри и Рон, опаздывая, бегут к замку.
Начинаются учебные дни. Гарри ходит на лекции и отрабатывает наказание за своё опоздание, отвечая на почту поклонников Златопуста Локонса. После очередного вечера, проведенного за «наказанием», Гарри слышит странный шепот, который издается из стен. Позже, уже идя с Роном по коридору, Гарри слышит этот же шепот и даже различает некоторые слова, но Рон отвечает, что услышал лишь какое-то шипение.
Происходит торжественное открытие Клуба Дуэлей. Первым участником волшебного поединка оказывается Гарри, а его соперником — Драко Малфой. В схватке, Драко использует недопустимое заклинание и вызывает живую змею. Однако, вопреки задумке Малфоя, змея набрасывается на одного из зрителей. Тогда Гарри открывает в себе способность повелевать змеями и приказывает змее оставить в покое ученика. Публика странно реагирует на его действия и смотрит на него с подозрением. После поединка, Рон рассказывает Гарри, что тот, по видимому, змееуст. Так называется редкое умение разговаривать со змеями, которым обладали преимущественно темные волшебники, в числе которых — Волан-де-Морт, убийца родителей Гарри.
Позднее Гарри Поттер сталкивается с таинственными событиями: кто-то превращает обитателей Хогвартса в окоченевшие статуи, а на стене в коридоре третьего этажа появляется кровавая надпись «Тайная комната открыта, враги наследника — трепещите». Из-за способности с Гарри говорить со змеями, все подозрения падают на него. В то же время, учителя отрицают возможность существования Тайной комнаты, в которую, согласно легенде, один из основателей школы — Салазар Слизерин, заточил древнейшее зло.
Игровой процесс
Игровой процесс игры представлен в виде аркады с обзором от третьего лица, сочетая в себе простые элементы квеста. Между обязательными сюжетными заданиями, игрок может изучать секреты замка, участвовать в турнирах по квиддичу, а также посещать Клуб Дуэлей. За участие в мини-играх, исследование территорий Хогвартса и поиски скрытых мест, игрок получает бонусы — волшебные конфеты «Всевкусные конфеты Берти Боттс», которые служат своеобразной валютой в Хогвартсе — на них можно покупать у других учеников коллекционные волшебные карточки, зелье и «исцеляющих» здоровье шоколадных лягушек, а также спортивное снаряжение у Фреда и Джорджа.
В отличие от предыдущей игры, появилось свободное перемещение по школе между заданиями — после каждого испытания игрок может вновь возвращаться к секретным местам в Хогвартсе и его дворе, а также заново проходить некоторые испытания и искать карточки в классах, где проводятся уроки и прочих местах. Также испытания по заклинаниям проводятся на время, т.е. за их быстрое выполнение Гриффиндору начисляются дополнительные баллы.
Квиддич
Квиддич — спортивная игра в мире волшебников, в неё играют на летающих метлах четырьмя мячами. Трое охотников пытаются попасть в кольца, красным мячом, который называется квоффл. Вратарь охраняет эти кольца. Также, над полем на огромной скорости носятся синие бладжеры и пытаются сбить игроков с метел. Двое загонщиков отбивают эти бладжеры в игроков противника.
Гарри играет ловцом и его задача поймать небольшой золотистый мячик — снитч, раньше, чем это сделает ловец противника. За поимку снитча команде насчитывается 150 очков, за каждый гол — 10 очков. В случае выигрыша, разницу в счёте между командой Гриффиндора и соперником прибавляют к баллам Гриффиндора.
В турнире 6 матчей: по очереди команда Гриффиндора дважды сыграет с каждой командой факультетов: Когтевран, Пуффендуй и Слизерин. За ловца Слизерина играет Драко Малфой.
Сыграть в квиддич игрок может в сюжетных заданиях, а также в любое время между другими заданиями, придя на стадион.
Клуб Дуэлей
Клуб Дуэлей открыт учителем Златопустом Локонсом. Каждый участник, перед поединком с другим учеником, оставляет в залог выбранное количество бобов «Берти Боттс». Победителю дуэли достаются конфеты проигравшего.
Разрешено сражаться тремя заклятиями: Риктусемпра — отбрасывает противника и уменьшает его выносливость; Мимбльвимбль — мешает противнику применить следующее заклинание, Экспеллиармус — перебрасывает заклятие противника на него самого с увеличенной мощью. Выбор заклинания осуществляется правой кнопкой мыши или клавишей пробела. Прыжки и принятие зелий во время дуэли недоступны, т.к. запрещены Локонсом.
Сумма залога у каждого соперника разная. Начинает турнир по дуэлям Гарри с самым слабым соперником, затем продвигается вверх по «турнирной таблице» — специальному пергаменту, прикреплённому у входа в Большой Зал. В случае победы над очередным соперником появляется возможность сразиться с следующим по силе соперником. Этот соперник появляется в коридоре возле Большого Зала, при сражении с ним сумма залога возрастает вдвое. Сражаться с одним и тем же соперником можно неоднократно.
Торговая сеть
Братья-близнецы Уизли открыли в Хогвартсе торговую сеть. В качестве валюты используются драже «Берти Боттс». Ученики торгуют карточками (150-300 конфет за карточку) и ингредиентами для зелий, а сами Фред и Джордж продают снаряжение для квиддича. Никто не продаст своего товара если у тебя хотя бы не хватает одной конфеты.
Соревнование факультетов
Также как и в предыдущей игре, есть соревнование факультетов — каждый из факультетов получает баллы за хорошее прохождение испытаний или победу в турнире по квиддичу. В конце каждой недели проходит Церемония награждения, в результате которой ученик факультета, набравшего наибольшее количество очков, может посетить Комнаты сбора бонусов драже «Берти Боттс». Время на сбор драже ограничено.
Предметы
В игре встречается множество предметов, которые можно подобрать
Это: сундуки с бонусами — в них может находиться всё, что угодно: от конфет «Берти Боттс» до полтергейста Пивза; шоколадная лягушка — лакомство, которое прибавляет здоровья Гарри; в отличие от предыдущей игры, пытаются убежать от Гарри или спрыгнуть в пропасть; кора рябины и слизь Флоббер-червя — ингредиенты Рябинового Отвара, добавляющего здоровье Гарри; Рог Двурога, Шкура Бумсланга и частица Гойла — ингредиенты Оборотного Зелья, которые потребуется найти в трёх квестах; Нимбус 2001 — более быстрая метла, которая облегчает поимку снитча. Броня для квиддича — помогает Гарри во время погони за снитчем удержаться от атак ловцов-соперников.
В верхнем уголке экрана отображается Молния, она символизирует здоровье Гарри. Игра начинается с одной молнией, однако с выполняем заданий их количество может возрасти (максимально доступно 6 «молний»).
Есть коллекционный элемент: так, Гарри может собирать коллекционные карточки с изображениями великих волшебников. Всего в игре 101 карта, они разделены на бронзовые (50 шт.), серебряные (40 шт.) и золотые (11 шт). Помимо коллекционной ценности, карточки дают различные преимущества. Сбор десяти бронзовых карточек даёт 1 «молнию».
При нахождении партии из десяти серебряных карточек, всего их 4 (соответственно 40 карточкам), можно получить Серебряный Ключ к тайнику. При нахождении всех ключей открывается вход в комнату золотых карточек. А если в комнате золотых карточек собрать все 10, то в качестве подарка получаешь, последнюю, 101-ю, с изображением Гарри Поттера.
При касании к Книге сохранения игрок сохраняет свой прогресс. После входа в игру в середине этапа, или если Гарри погибает, игра автоматически возвращается на то место, где он в последний раз прикоснулся к ней.