Grand Theft Auto V (сокр. GTA V) — мультиплатформенная компьютерная игра в жанре action-adventure с открытым миром, разработанная компанией Rockstar North и изданная компанией Rockstar Games для игровых консолей PlayStation 3 и Xbox 360 в 2013 году. В последующие годы игра была выпущена на платформах Microsoft Windows, PlayStation 4 и Xbox One. Является пятнадцатой по счёту игрой серии Grand Theft Auto и следующей крупной игрой после Grand Theft Auto IV (2008). В России и СНГ издателем Grand Theft Auto V выступает компания 1С-СофтКлаб.
Действие игры происходит в вымышленном штате Сан-Андреас, прообразом которого послужила Южная Калифорния. Сюжет в однопользовательском режиме строится вокруг приключений троих грабителей, устраивающих всё более дерзкие ограбления и противостоящих как организованной преступности, так и правоохранительным ведомствам. В процессе игры игрок управляет выбранным персонажем в режиме от первого или от третьего лица; персонаж может свободно передвигаться по обширному миру игры как пешком, так и на автомобилях и других видах транспорта. Особенностью Grand Theft Auto V по сравнению с другими играми серии является возможность переключаться между персонажами в любой момент, как во время выполнения заданий, так и вне их. Многие задания игры связаны с ограблениями и угоном автомобилей; при этом игровой персонаж может участвовать в перестрелках и погонях. Grand Theft Auto Online представляет собой встроенный многопользовательский онлайн-режим, поддерживающий до 30 игроков одновременно — для них предлагаются как кооперативные, так и соревновательные задания.
Разработчики из Rockstar Games заявили, что на момент выхода GTA V является их самым большим и амбициозным проектом с крупнейшим созданным ими открытым игровым миром. GTA V является не только самой дорогостоящей по затратам на разработку и маркетинг игрой в истории, но и одной из самых популярных — на 2018 год её совокупные продажи на всех платформах превышают 95 миллионов копий, уступая лишь продажам Tetris и Minecraft.
Впервые в истории серии в игре присутствуют сразу три главных героя, между которыми можно переключаться почти в любое время. В некоторых миссиях доступно два игрока, в некоторых миссиях игрока перекидывает на других персонажей скриптом. Выбор персонажа осуществляется с помощью кругового селектора, где нижний четвёртый сектор отведён для персонажа, созданного игроком в Grand Theft Auto Online. Всего в игре 62 основные миссии и множество побочных. Так как миссии с ограблением можно проходить несколькими способами и в игре имеется 3 концовки, то количество основных миссий увеличивается до 69.
Уникальные способности
Впервые в серии главные персонажи имеют специальные навыки, дающие им преимущество над другими героями. У Франклина — замедление времени во время езды в транспорте, что даёт преимущество в маневренности. Чтобы восполнить шкалу умений Франклина, надо набрать на транспорте максимальную скорость, избегать аварий или ездить по встречной полосе. У Майкла — замедление времени во время стрельбы, что облегчает прицеливание. Для заполнения шкалы навыков Майкла требуется ездить на высокой скорости, устранить противника в ближнем бою или убить выстрелом в голову. У Тревора — припадки бешенства, благодаря которым он наносит врагам вдвое больше урона, а сам получает вдвое меньше. Шкала навыков Тревора заполняется, когда он убивает противников, делает выстрелы в голову, ездит на высокой скорости и получает урон.
Статистика персонажей
Майкл, Франклин и Тревор начинают игру с разным набором персональных показателей. По мере того как герои набираются опыта, растут и их показатели, а это, в свою очередь, улучшает их навыки, повышает скорость реакции и выносливость. Чем чаще игрок применяет навык, тем быстрее растёт соответствующий показатель. Например, если Майкл полетает на вертолёте, у него повысится показатель полёта. Причем персональные показатели индивидуальны для каждого из героев, то есть, если Франклин будет много кататься на автотранспорте, показатель вождение повысится только у него, у Майкла и Тревора эта характеристика останется неизменной.
Место действия
Местом действия Grand Theft Auto V стал вымышленный город Лос-Сантос (англ. Los Santos), прототипом которого является Лос-Анджелес. Лос-Сантос впервые появился в одной из предыдущих игр серии — Grand Theft Auto: San Andreas, вышедшей в 2004 году. В игре, помимо самого города, также присутствуют прилегающие территории сельской местности, гор, лесов, холмов, и пляжей, в игре получившие название «округ Блейн». Также есть отдельное игровое пространство — вымышленный штат Северный Янктон (англ. North Yankton); вероятно, пародия на реально существующий штат Северная Дакота вблизи с канадской границей.
В этом штате всего один мрачный город — Людендорф. В Северный Янктон нельзя попасть, исключение составляют две сюжетные миссии, действие которых разворачивается непосредственно в Людендорфе. Вся карта Лос-Сантоса и его окрестностей открыта игрокам с самого начала. Всего в игре 39 локаций. В январском выпуске журнала Game Informer за 2012 год было опубликовано интервью с Дэном Хаузером, где он рассказал, что размер карты в GTA V будет очень большим. На деле же карта GTA V приблизительно в 7,5 раз больше Либерти-Сити GTA IV, в 3,5 раза больше штата Сан-Андреас из GTA: SA, в 9 раз больше игрового мира GTA: Vice City, в 14,6 раз больше карты GTA III[неавторитетный источник?] и в 4 раза больше карты Red Dead Redemption.
Карта и радар
Впервые в серии радар имеет прямоугольную форму и изменяет угол просмотра карты в зависимости от положения камеры. Если персонаж получает какие-либо физические повреждения, радар охватывает красный градиент. Внизу радара расположились шкалы, показывающие уровень здоровья, спецспособности и брони. Также остался со времён GTA IV GPS, прокладывающий кратчайший маршрут, учитывая направление движения дороги, если сесть в транспортное средство. В начале игры показана только та часть карты, которую игрок исследовал. По мере изучения игрового мира игрок сможет полностью увидеть карту.
Розыск полицией
Если за игроком начинается погоня, радар начинает мигать красно-синим цветом. В GTA IV на радаре четко определялась зона, выйдя из которой, можно сбросить звезды розыска. В GTA V же эта зона не отмечена, но если уйти на достаточное расстояние и скрыться из зоны видимости, радар перестанет мигать, а звёзды розыска начнут мерцать. Чем меньше времени осталось до успешного ухода от погони, тем больше интервал между мерцанием звёзд. Если попасть в отмеченную на радаре зону видимости полицейских машин или вертолёта, погоня возобновится, но если пересесть на другой транспорт и не угодить в поле зрения полицейских, будут шансы успешно уйти от преследования. Всего в игре можно получить 5 звёзд розыска — за угон и взрыв автомобилей, убийство прохожих и сотрудников полиции, использование гранат, взрывчатки и другие противозаконные действия. За проникновение или пролёт над военной базой и тюрьмой игрок получает 4 звезды розыска.
При получении 1 звезды розыска за игроком начинает преследование небольшая группа полицейских машин. Если начать скрываться с места преступления на глазах у полицейских, игрок тут же получает 2 звезды розыска. При получении 2 звёзд розыска группа преследующих машин увеличивается; полицейские машины чаще встречаются на ближайших дорогах. На 3 звезде розыска к поискам присоединяется вертолёт, а количество полицейских машин также растёт, на дорогах выстраиваются баррикады из полицейских машин. При получении 4 звёзд розыска на игрока начинают охотиться сотрудники FIB (внутриигровая пародия на FBI) и вертолёты, если пытаться уйти от погони на воздушном транспорте. После получения последней, 5 звезды розыска, игрока преследует огромное число полицейских. 6 звезда розыска, которая была в GTA IV, убрана, однако в игру вернулись танки и армия.